Аллитерация – это вид звукописи в литературе, построенный на повторении одинаковых или схожих согласных звуков, иногда целых слогов. Она придаёт тексту ритмичность, делает его более музыкальным, помогает обратить внимание читателя на важные моменты, повысить эмоциональное воздействие текста.
Этот приём очень часто встречается в русской литературе (к нему прибегают и зарубежные писатели, но порой в переводе данный эффект теряется). Аллитерация особенно востребована в поэтической речи, однако нередко употребляется и в прозе. Она прежде всего нужна для создания определенной атмосферы, настроения, соответствующего тематике и идее произведения. Аллитерация способна пробудить ассоциации и создать звуковой образ: шум дождя с помощью шипящих звуков, ветра – с помощью свистящих, раскаты грома посредством звука [р].
В статье мы расскажем подробнее о звуковом повторе, дадим примеры аллитерации в русской литературе, дадим практические совет по анализу этого фонетического приёма для ЕГЭ.
Что такое аллитерация?
По аналогии с живописью звукопись – это «изображение» мира с помощью звуков. Она бывает двух видов:
· аллитерация (повтор согласных звуков или слогов)
· ассонанс (повтор исключительно гласных звуков, о нём мы в данной статье подробно говорить не будем)
Можно выделить несколько типов аллитерации.
- По количеству звуков:
Повторяется один звук (шорох шёлковой шали)
Повторяется несколько звуков попарно или разрозненно (гром грохочет, словно груда камней)
- По характеристике звуков:
шипящие [ш], [щ], [ж], [ч]
свистящие [з], [с], [ц]
вибрирующие [р]
взрывные [б], [п]
и так далее.
Аллитерация используется в языке с давних времён. Ещё античные авторы таким образом усиливали звучность художественной речи. Встречается аллитерация и в жанрах русского фольклора: загадках (ходит щучка, ищетщучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа), поговорках (мели, Емеля, твоя неделя) и, естественно, скороговорках (бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа)
Функции аллитерации
1. Организация фонетической стороны речи (эвфонии). Некоторые сочетания звуков ввиду наших физиологических особенностей нам просто приятно слышать, даже если не задумываться о смысле сказанного. Кстати, поэты-футуристы в свое время так и поступали, ставя на первое место звукосочетания, а не смысл: «Где поюны крик пропели, прилетели, улетели стая лёгких времирей» (Велимир Хлебников)
2. Создание настроения в тексте, отражение внутреннего мира героя. Например, свистящие звуки могут вызывать чувство тревоги.
3. Усиление образности, когда автор хочет ярче воспроизвести явление природы (ветер, дождь, плеск волн…) или дать характеристику персонажу.
4. Акцентирование на особо важных для автора элементах текста. Например, В. Маяковский, по собственному признанию, нередко использовал аллитерацию именно « для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного … слова»:
Дней бык пег.
Медленна лет арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.
(«Наш марш»)
Как аллитерация создаёт настроение?
Для филологии в целом и литературоведения в частности давно не секрет, что иногда фонетический уровень речи воспринимается человеком только как вызывающий эмоции и… просто красивый. Поистине талантливые поэты уделяют много внимания звуковой стороне стихотворения, подбирая благозвучные сочетания и пробуждая чувственное и ассоциативное восприятие читателя. Так что писать лирику – это не просто рифмы сочетать.
В труде «Александр Блок» К. Чуковский особенно отмечает в творчестве поэта искусное владение аллитерацией: «…засилие музыки в его стихах дошло до необычайных размеров. Казалось, стих сам собою течет… по многократно повторяющимся звукам». Чуковский говорит о расслабляющем эффекте стихотворений Блока, который достигается с помощью создания внутренних звуковых «мелодий».
Звучание поэтических (а иногда и прозаических) строк неизбежно вызывает в читателе ассоциации, приобретенные вместе с жизненным и культурным опытом: сонорные звуки [л] и [м] с большой вероятностью вызовут ощущение плавности, легкости, некоего покачивания, в то время как взрывные [д], [т], [б], [п], [г], [к] заставляют почувствовать тяжесть, твердость.
Сравните:
И свадьба ли свершается, молебен ли мечты,
Хвалебен глас молитвенный, хвалебны все цветы.
(К. Бальмонт)
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там…
(А. Пушкин)
Нетрудно заметить, что аллитерация способствует и ритмической организации стиха. В совокупности с ассоциативной и смысловой составляющей создаётся объёмная, яркая палитра чувств и переживаний.
Сравним два отрывка из произведений С. Есенина. Первый – из стихотворения «Буря»:
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
Аранжировка текста при помощи повторов [р] и [з] в сочетании со словами «сердито», «ревёт», «чернея» помогает создать грохот бури, передать тревожность и страх перед стихией.
А вот те же самые звуки в стихотворении «С добрым утром»:
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Здесь автор отдаёт предпочтение звуку [з] (семь слов начинаются с буквы З). При участии [р], используя слова «задрожало», «брезжит», Есенин изображает легкую рябь воды, зыбкость ночного пейзажа и в целом ощущение умиротворения, спокойствия.
Как анализировать аллитерацию?
Вот мы и подобрались к тому, ради чего обсудили всю теорию по аллитерации, – к практике.
1 шаг. Чтобы проанализировать звуковые повторы, их нужно сначала найти, что обычно не составляет труда. Для наглядности можете подчеркнуть в строках повторяющиеся звуки:
Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье…
(М. Лермонтов «Мцыри», бой с барсом)
2 шаг. Определить, для чего нужны звуковые повторы. Задать себе вопрос, что создаётся с помощью аллитерации: настроение, образ или и то и другое? Обычно звуковая оболочка усиливает смысл употребленных автором слов и предложений.
В отрывке из поэмы «Мцыри» повторы взрывного [г] и вибрирующего [р] одновременно позволяют «услышать» рык хищного зверя и передать решительность героя в бою.
Важно!
Помните, что одни и те же звуки в сочетании со словами другой тематики могут давать иное настроение.
Аллитерация в лирике встречается весьма и весьма часто, но это не значит, что она есть вообще везде. Если не удаётся соотнести звуковую и смысловую сторону текста, не нужно вымучивать эти связи.
Авторы используют аллитерацию и в прозе. Так, А. Белый в статье «Мастерство Гоголя» отмечает необычайную продуманность звукописи, создающей музыкальность, ритмизованность прозы Гоголя. Звуки буквально перетекают из одного слова в другое:
Пошли писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни, с самоварами... («Мертвые души»).
Итак, звуковая организация текста не менее важна, чем лексическая, синтаксическая, смысловая. С помощью талантливого сочетания звуков можно сделать короткое высказывание таким же красочным, как пространный рассказ . А то и более, ведь что выглядит более живым и захватывающим: «плоский» пейзаж или картина природы, которая звучит голосами птиц, шелестом листвы и журчанием воды?
Умение видеть и объяснять аллитерацию показывает высокий культурный и литературоведческий уровень читателя.