Если пока сложно самому анализировать лирику, то предлагаю воспользоваться алгоритмом ниже (составлено по статье великого литературоведа М. Л. Гаспарова
«Снова тучи надо мною… Методика анализа»)
Главное, к чему я призываю — не пользоваться подсказками в биографии. Очень часто мы не текст анализируем, а кому посвящено да где был поэт, когда написал — но это не анализ. Метод, о котором будет речь ниже, «имманентный» — он не выходит за пределы текста стихотворения.
Итак, как научится анализировать текст? Есть три подхода (идем от сложного к простому, который получится у всех сто процентов):1. Сформулируй общее впечатление от текста («я смотрю на стихотворение и стараюсь дать себе отчет, что в нем с первого взгляда больше всего бросается в глаза и почему»).
2. Второй подход: медленное чтение: «я медленно читаю стихотворение, останавливаясь после каждой строки, строфы или фразы, и стараюсь дать себе отчет, что нового внесла эта фраза в мое понимание текста и как перестроила старое».
3. Третий подход — самый формальный (и, пожалуй, самый легкий), но он точно даст нам много пищи для размышлений. Это чтение по частям речи.
«Мы вычитываем и выписываем из стихотворения сперва все существительные (по мере сил группируя их тематически), потом все прилагательные, потом все глаголы. И из этих слов перед нами складывается
художественный мир произведения: из существительных — его
предметный (и понятийный) состав; из прилагательных — его
чувственная (и эмоциональная)
окраска; из глаголов —
действия и состояния, в нем происходящие».
Чтобы художественный мир «приобрел окончательные очертания, нужно посмотреть в заключение на три самые общие его характеристики: как выражены в нем пространство, время и точка авторского (и читательского) зрения?»
Давайте потренируемся анализировать таким образом стихотворение. Возьмем всем известный текст — переходите в телеграмм-канал.