Биографии писателей при подготовке к егэ 2023. Какие нужно знать?
Нужна ли биография писателей на ЕГЭ?
НЕТ
И это хорошо.
Почему? Потому что ты сдаешь экзамен по литературоведению и показываешь, что понимаешь авторский замысел, умеешь интерпретировать текст, видишь разнообразные тропы, владеешь минимальным набором инструментов анализа.

Как с этим связана биография автора? Вообще никак.
Страшно ли это, обедняет ли тебя? Нет. Очень часто знание биографии ВРЕДИТ.

Как часто в сочинениях я вижу «Маяковский посвятил это стихотворение Лиле Брик, любовь к которой истерзала поэта, что и видно в следующих строчках…». «Сам Достоевский был азартным игроком, у него случались припадки эпилепсии…» «Лермонтов написал стихотворение, переживание расставание с Сушковой…» «Возможно, в это время сам Пушкин испытывал…»

Почему эта биографическая ВОДА вредит? Потому что ты опираешься на известное и понятное и интерпретируешь текст, исходя из этих знаний. Но факт искусства больше факта жизни. Страшно начать думать самому и не искать подсказок (именно так!) в биографии писателей. Что проще: плыть в бушующем море, опираясь на себя, или надеть надувные нарукавники из биографических фактов и бултыхаться в тихой водичке, с самодовольным видом думая, что реально плывешь?

Биография писателей, как и биография любого человека, даже не очень великого, — это опыт, это знания, это умение видеть ситуацию. Это НИКАК не связано с пониманием текста.

Именно поэтому на моих курсах нет места биографической воде: ну просто не до этого. У нас всего 9 месяцев, чтобы научиться видеть, слышать и понимать. А биографию в википедии всегда можно прочесть, для этого не нужен репетитор.

Ну, а далее передаю слово моей дорогой, моей обожаемой Лидии Яковлевне Гинзубрг, гениальному литературоведу: «Иногда же реалии, приводившие в движение творческую мысль поэта, оказываются эстетически безразличными. Лермонтова „Погиб поэт! — невольник чести…“ озаглавлено обобщенно — „Смерть поэта“. Очевидно, однако, что стихотворение это существует как художественное единство только при одном условии: читатель должен знать, что в нем идет речь о смерти Пушкина, и должен знать, хотя бы в общих чертах, обстоятельства этой смерти. Между тем совершенно не обязательно знать, что стихотворение Лермонтова: „Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены…“ обращено к графине Ростопчиной. Факт этот может войти в биографию Лермонтова, но к восприятию стихотворения он ничего не прибавляет»
Большинство фактов из биографии ничего к тексту не прибавляет. Гораздо лучше самому искать авторскую позицию! Кстати, замечу здесь, что культурный и исторический контекст или отсылки к биографии другого человека (узнаваемые, как в "Песне про...купца Калашникова" - это уже другое дело!)