Как правильно строить аргументацию для сочинений ЕГЭ по литературе

Сочинение (задание 11.1 – 11.5) является самым «дорогим» заданием на ЕГЭ по литературе: за него можно получить целых 18 баллов. Чтобы достичь максимального результата, нужно идеально соблюсти все критерии оценивания. Большая часть требований к сочинению на ЕГЭ в целом ясна, но вот что такое «Привлечение текста для аргументации»? Этот критерий вызывает массу вопросов. Цитировать произведение или не цитировать? Как избежать пересказа? Из чего должен состоять аргумент? Вне всяких сомнений, аргументация является одним из ключевых требований для высоких баллов на экзамене. Поэтому мы составили чёткую и понятную инструкцию, как написать качественные аргументы по абсолютно любому произведению.

Что такое аргументация в сочинении ЕГЭ и зачем она нужна?
Аргументация для сочинения ЕГЭ по литературе – это привлечение доказательств, доводов в пользу какой-либо мысли или, говоря научным языком, тезиса.
Многие воспринимают слова «аргумент» и «пример» как синонимы, но это заблуждение, чреватое потерей баллов на ЕГЭ. Аргумент является обобщением, он шире примера, который с помочью конкретных случаев подкрепляет собой аргумент. В одном аргументе может быть несколько примеров.

Тезис: Наташа Ростова – героиня, обладающая чувствительной душой.
Аргумент: Наташа Ростова сочувствует страданиям народа.
Пример: Наташа Ростова отдаёт подводы раненым солдатам.

Чёткая и логически верная аргументация, с одной стороны, не позволит запутаться в собственных рассуждениях и уйти от темы, а с другой – продемонстрирует проверяющим ваше умение рассуждать на предложенную тему.

Правила и структура аргументации для ЕГЭ по литературе
Мы всегда советуем нашим ученикам выстраивать план сочинения по литературе, поскольку он помогает избежать путаницы и логических нарушений.

Структура аргументации выглядит так: тезис -> подтверждение примерами из текста -> вывод.
1. Тезис проистекает из темы, которая может быть сформулирована по-разному.
-Тема-вопрос: Какие эпизоды романа И. Тургенева «Отцы и дети», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора и почему?
В этом случае вы формулируете тезис, отвечая на вопрос темы: Интересными для художника-иллюстратора могут быть эпизод первой встречи Базарова с Павлом Петровичем, сцена объяснения Базарова и Одинцовой, описание сельского кладбища (ответ на вопрос КАКИЕ?), поскольку они важны для понимания темы и идеи романа (ответ на вопрос ПОЧЕМУ?).
-Тема-утверждение: Смысл названия романа М. Шолохова «Тихий Дон».
Здесь вы сначала формулируете для себя вопрос, а затем тезис, который будете записывать: В чём смысл названия романа «Тихий Дон»? Как оно помогает понять замысел автора? Примерный тезис: С одной стороны, название противопоставлено событиям, описанным в произведении; с другой стороны, в нём отражён образ малой родины.
2. Примеры из текста – это конкретные ситуации, иллюстрирующие аргумент.
Примерами для первой темы могут быть портреты, художественные детали, позы и мимика героев, через которые показано их мировоззрение, отношение друг к другу (руки Базарова и Павла Петровича, испуганное лицо Одинцовой), противопоставление «немого камня» могилы и живых цветов.
Возможные примеры для второй темы – любые трагические события, коими, к счастью или к сожалению, богат «Тихий Дон»: расправа над чернецовцами, казнь подтёлковцев, убийство Петро… Образ малой родины можно показать через казачий фольклор, эпиграф к роману.
3. Вывод – по сути, это «срыв покровов», «раскрытие карт», без которого аргумент будет неполным.
Допустим, мы сказали, что художнику необходимо написать сельское кладбище, чтобы отразить идею «Отцов и детей». Конкретно – мёртвый камень, через который пробиваются цветы на могиле Базарова. А теперь раскрываем карты: Таким образом будет показана авторская идея о том, что жизнь даже самой выдающейся личности – песчинка на фоне вечной природы.

Важный совет! В начале аргументов используйте вводные слова «во-первых», «во-вторых», «наконец», чтобы их было удобно читать.