Анализ поэзии
В 89% анализ (понимание) стихотворения подменяют биографией. Вы это часто видите в сборниках подготовки, а порекомендовать хороший не можем, не нашли.

После биографии идёт пересказ текста (прозой поэзию!!!) и всякие воды типа «гениальных строк» о «невероятных мыслях».

Нужно ли знать, где, когда и почему поэт создаёт шедевр?

Пишет замечательный литературовед Л.Я.Гинзбург:

«Еще Гете говорил, что каждое стихотворение — это стихотворение на случай. Но «случай» иногда входит в художественную структуру стиха в качестве темы или смыслового ключа, источника ассоциаций; иногда же реалии, приводившие в движение творческую мысль поэта, ока­ зываются эстетически безразличными.

Стихотворение Лермонтова «Погиб поэт! — невольник чести...» озаглав­лено обобщенно — «Смерть поэта». Очевидно, однако, что стихотворение это существует как художественное един­ство только при одном условии: читатель должен знать, что в нем идет речь о смерти Пушкина, и должен знать, хотя бы в общих чертах, обстоятельства этой смерти.

Между тем совершенно не обязательно знать, что стихо­творение Лермонтова: «Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены...» обращено к графине Ростопчи­ной. Факт этот может войти в биографию Лермонтова, но к восприятию стихотворения он ничего не прибав­ляет».

К чему это мы? ➡️ в 99% случаем не важно, кто, где и почему. Мы ленимся учиться чувствовать, боимся быть смешными, что-то там видеть, «тоже мне, вам что, сам поэт сказал?» и подменяем возможность открыть свою душу навстречу поэзии какой-то ерундой.

Запомните, НЕ ВАЖНО ГДЕ И ЧТО ПОСЛУЖИЛО!!! Важно !!переживание!! лирического героя, вот до него и надо добираться!!!


Итак, мы договорились, что в 9 задании не используем факты из биографии. Ведь для произведения искусства не важны все эти частности, а важно !!переживание!! героя

Чего ещё вы должны избегать при написании 9го задания (или задания 1.2.1 для ОГЭ, или анализа лирики вообще)?

ПЕРЕСКАЗА!!!
Обязательно для себя перескажите стихотворение, понимаете ли вы, о чем оно. Но пересказ не пишите в самом сочинении!!!

Вот вам пример работы («Каким настроением проникнуто стихотворение А.С.Пушкина «я вас любил…»), где использован только пересказ (конечно, работа такого типа не может получить максимальный балл на экзамене):

Стихотворение А.С. Пушкина проникнуто печальным настроением.
Лирический герой искренне и очень сильно любил девушку, которой посвящено стихотворение, что подчёркивает анафора: «Я вас любил безмолвно, безнадежно.... Я вас любит так искренно, так нежно...»Однако метафора «любовь ещё, быть может, ... угасла не совсем» указывает на то, что в его душе почти не осталось прежних чувств. Тем не менее, последняя строка стихотворения («Как дай вам бог любимой быть другим.») показывает то, что лирический герой желает лучшего возлюбленной.